Альберт Хэдли, известный дизайнер интерьеров, прославившийся своим смелым творческим вкусом, дистилляциями как классических, так и современных стилей, декоратор для богатых и могущественных представителей американского общества, умер в Нэшвилле в возрасте 91 года.
Адам Льюис, который написал биографию г-н Хэдли, подтвердил, что г-н Хэдли, который родился в Теннесси, умер от рака в доме своей сестры, Элизабет Хэдли – его единственный оставшийся в живых родственник. У Альберта остались дома в Манхэттене и в Сауспорте, штат Коннектикут.
Как самостоятельно, так и в партнерстве с известным дизайнером интерьеров Систэр Пэриш, г-н Хэдли создал резиденции для целого списка прославленных клиентов с резонансными фамилиями, такими как Астор, Грюнвальд, Палей, Рокфеллер, Бронфман, Гетти, Уитни и Меллон, не говоря уже об Эле и Типпере Горах, Майке Николсе и Дайан Сойер.
Его вкус был относительно умеренным и по сути модернистским, однако мастер был готов смешивать идеи, опираясь на свое глубокое знание истории дизайна. Отражая умеренный темперамент художника, его никогда не обманывало тонкое чувство, подсказывавшее, сколько нужно, чтобы было слишком, и сколько, чтобы было недостаточно.
Он и Систэр Пэриш, чья работа обычно носила более английский стиль, работали вместе в одной фирме под названием “Parish-Hadley” в течение 33 лет, создавая интерьеры: всегда красивые, иногда пышные, но никогда не бывавшие неуместными или захламленными.
«Ничего более, ничего менее», – так г-н Хэдли любил говорить о понятии хорошего интерьера. «Гламур – это его часть»,– добавил он в 2004 году в интервью New York magazine. «Но гламур – это не суть. Дизайн должен говорить о дисциплине и реальности, а не о фантазии, выдаваемой за реальность».
Возможно, его самая знаменитая работа – это библиотека на Парк-авеню, в доме Брука Астора. Он превратил высокие потолки искусственной французской гостиной в поразительно элегантное пространство с красными лакированными полками и латунной отделкой. Это очень соответствовало облику самого заказчика, оказавшего значительную благотворительную поддержку библиотекам, особенно Нью-Йоркской общественной библиотеке.
Одним из первых проектов была квартира Эдгара Бронфмана, председателя компании “Seagram” и его жены Энн Лоэб, расположенной на том же Парк-авеню. Хозяевам хотелось получить более современные пространства с большими открытыми участками, поэтому г-н Хэдли разрушил стены гостиной, заменив ее стеклом. Получилось очень современное пространство, буквально выкованное из традиционного. Г-жа Пэриш позднее заполнила его мебелью 18-го века. «Стулья стали словно скульптуры, и это выглядело фантастически!”– вспоминал г-н Хэдли.
Детство
Альберт Хэдли Ливингстон младший родился в городе Спрингфилд, штат Теннеси, к северу от Нэшвилла, 18 ноября 1920 года. Его отец был владельцем фермы, семья часто переезжала, давая матери, Элизабет, возможность украсить не один дом, и у юного Альберта развивался интерес к этому искусству.
Будучи ребенком, г-н Хэдли изучал моду и дизайн в журналах, он был в восторге от кино, и к тому времени, как ему исполнилось 13, он уже решил, что его будущее непременно пройдет в Нью-Йорке. Позже в своей жизни он продолжал отдавать предпочтение черно-белым фильмам, потому что они позволяли ему самому расставить все цвета.
После окончания средней школы и двух лет колледжа в Нэ-швилле, г-н Хэдли устроился к Герберту А. Роджерсу, известному местному декоратору, на работу в качестве младшего помощника. В те времена он получил доступ ко многим из лучших домов Нэшвилла и начал свою карьеру эксперта по стилю.
Армия
Он был призван в армию в 1942 году, служил чиновником компании в «Челмсфорд», Англия. С помощью Д.И. Билла, он наконец получил возможность наконец осуществить долгожданный переезд в Нью-Йорк в 1947 году, для учебы в Школе дизайна Парсонса. Там он привлек внимание Вана Дэя Труэкса, президента школы, аватара урбанистики и лучших традиций послевоенного дизайна (позже он стал директором по дизайну в компании “Tiffany & Company”.) Признавая способности начинающего Хэдли, г-н Труэкс предлагал ему преподавательскую работу вскоре после окончания Альбертом школы дизайна в 1949 году.
Начало карьеры
В 1956 году г-н Хэдли поступил на работу к Элеоноре Браун в компанию “McMillen”, в те времена бывшей одной из лучших в стране в декораторском мастерстве. Как он рассказывал г-ну Льюису, автору книги «Альберт Хэдли: история выдающегося интерьер-дизайнера Америки» (2005), работа в фирме миссис Браун была приятно строгой. Часы работы были с 9 до 17, без рабочих суббот и воскресений. Каждый день горничная толкала красный деревянный столик с чаем и печеньем из офиса в офис, и миссис Браун посещала своих декораторов, обсуждая их работы, и давая пример изящества и воспитанности, которые неоценимы в сфере бизнеса.
Это подготовило почву для второго судьбоносного изменения в жизни г-на Хэдли. В 1962 году по предложению г-на Труэкса, он представился декоратору Систэр Пэриш — урожденной Дороти Мэй Кинникут, жене Генриха Пэриша II. Из хорошей семьи, с хорошими связями и хорошим образованием, она также ищет помощи. Когда г-н Хэдли нервно постучал в ее дверь, она открыла дверь, одетая в черные чулки и черное же шерстяное платье и попросила его застегнуть молнию. Как декоратор Том Бритт говорит в книге г-на Льюиса: «Когда Альберт застегнул молнию на платье миссис Пэриш, никто и не подозревал, что произошел самый большой взрыв в мире декора 20-го века».
Первое совместное задание г-на Хэдли с г-жой Пэриш – ни много ни мало – Белый зал для завтраков в доме Жаклин и президента Джона Ф. Кеннеди. Хотя сам Хэдли был весьма скромен в отзыве о своем вкладе: «Я всего лишь повесил занавески», – сказал он в 1999 году.
Он стал полноправным партнером миссис Пэриш два года спустя, и их сотрудничество, играя на сильных противоположностях, контрастах, образовало один из самых продуктивных и уважаемых в американском дизайне интерьера тандемов, продолжавшийся до смерти миссис Пэриш в 1994 году.
Их методы отличались, равно как и их вкусы. Г-жа Пэриш работала инстинктивно, по наитию, г-н Хэдли, с его парсонсоновской подготовкой и энциклопедическими историческими знаниями, работал с врожденным чувством плана, исходя из архитектурных кадров проекта и его декоративной поверхности, относясь ко всему с упорядоченной точностью.
Старость
Его влияние распространилось на многих, его хорошо можно разглядеть в работах Банни Уильямса, Томаса Джейна, Мэриэтт Хаймс Гомес и Дэвида Истона, которые учились у него или работали с ним. Г-н Хэдли продолжает дело Пэриш-Хэдли до 1999 года, после которого он снова стал независимым, продолжая по-прежнему мастерски работать хорошо в свои 80 лет.
В 2005 году по случаю 85-летия Альберта Хэдли, издание “The New York Times” взяло интервью у одной из его клиентов, Дианы Куаша, для которой г-н Хэдли была проектировал интерьера кондоминиума в башне Блумберг на пересечении Лексингтон-авеню и 58-й улицы. «Это по-прежнему самое стильное здание в округе», – сказала г-жа Куаша. – «Я не хотела чего-то современного, и я не хотела чего-то традиционного. Я хотела, чтобы это выглядело интересно. Кого еще я могла попросить?»