Параметрические здания. От проекта Захи Хадид в Азербайджане до исследовательской лаборатории

Возможности параметрических методик представляют архитекторам больше простора  в их разработках  и могут кардинально изменить их работу. Чтобы было более понятно, в чем проявляются возможности этих методик, пришлось отыскать 7 наиболее значимых проектов, которые были реализованы в разных странах, и проанализировать. Особенности анализа представляем вашему вниманию.

Офисное здание media-ICT

Enric Ruiz Geli Cloud 9 Architecture

Комплекс, предназначенный для офисов, довольно необычен: у него надувной фасад. Это экспериментальный проект и в 2011 году оно выигрывает один из престижных конкурсов, в этой области, WorldBuldingoftheYear. Конкурс проходил в рамках Всемирного фестиваля архитектуры WAF.  Это здание построено в Барселоне, на родине известного архитектора Энрико Руиса Гели. Свое детище он нарек Media-ICT. Создавая проект, Гели придерживался конкретной концепции: здание должно быть экологичным и содержать современные технологии. Все элементы здания имеют непосредственное отношение к современным технологиям. Если взять конструкции внешнего фасада, то для их покрытия использовали специальную оболочку ETFE (Ethylene Tetra Fluoro Ethylene). Эта оболочка является новейшим прозрачным термопластиком, который в скором времени может служить заменой стеклу. Состав такого пластика содержит всего несколько элементов: тефлон, фольгу и пленку. Конструкция фасада состоит из воздушных камер треугольной формы, в которых располагаются специальные датчики освещенности.  Эти камеры реагируют на интенсивность солнечного излучения, чем сильнее излучение, тем теплее и светлее будет внутри здания. Все параметры, которые фиксируют датчики, поступают в воздушные камеры, которые в свою очередь уменьшают или увеличивают камеры, при этом регулируя климат внутри офисов.

Эта уникальность Media-ICT не единственная, ведь офисное здание оснащено еще специальными приборами, которые могут помогать, любому фрагменту фасада охладиться. Если возникает  необходимость в охлаждении, то поступает сигнал о перегреве. Специальный прибор отдает команду, на поступление  азота в соответствующую полость камеры, который будет препятствовать проникновению солнечных лучей внутрь. Реакция на команду, следует мгновенно, а полость заполняется буквально за полчаса и потом охлаждает этот фрагмент в течение 3-х часов. Здание довольно экономно относится к расходу электроэнергии: оно не позволит гореть всем лампам в помещении без сотрудников, лампы будут включаться только в тех помещениях, где есть работники.

Вся конструкция комплекса состоит из невесомых конструкций, но вес их просчитывался очень точно, чтобы все было надежно, без угрозы для здоровья людей. Все детали конструкций выполнены из металла, но внешне создается впечатление, что здание висит в воздухе. Вес конструкций не только тщательно проверялся, но и создатели пытались сделать его максимально небольшим. Как итог: вес всех элементов конструкции получился легче на 70%, что смогло обеспечить 1,5 млн. долларов экономии.

Павильон Великобритании

Heatherwik

Разработчиком проекта необычного павильона стал архитектор Томас  Хезервик. В 2010 году Министерством иностранных дел проводился конкурс на лучший проект для участия в Экспо. Команда дизайнеров Томаса Хезервика заняла первое место и получила право создать павильон своей страны на Экспо в Шанхае. Хезервик на выставке представляет свой UKPavilion, который получил довольно странное название – «Семенной собор». Предоставленное пространство требовалось оформить так, чтобы посетители обратили внимание на то, что столица Англии претендует на звание самой зеленой. Представленное сооружение внешне напоминает коробку размером 15х10 метров, из которой разлетаются стержни серебряного цвета, во все стороны.  Стержни изготавливали из прозрачного акрила, ведь длина каждого составляет 7,5 метра.

 Кончики акриловых стрел венчали 250 000 семян, которые предоставил институт ботаники Куньмин, из Китая, который на этой выставке, является партнером Королевского сада ботаники из Кью. Для оформления павильона пришлось использовать порядка 60 000 акриловых стержней. Они крепились не только на верхней части павильона, но их пришлось и пристраивать к нижней части строения, что создавало впечатление, будто павильон парит над землей. Днем, для освещения использовали свет солнца, который пронзал насквозь каждый волосок и давал достаточное количество света. Такое освещение позволяло, в дневное время, следить за движением теней и солнца, а также за движениями пролетающих птиц. Это было достигнуто специальным расположением стержней, которые инженер-строитель Адамс Кара Тейлор смогла так разместить, что можно постоянно любоваться очертаниями флага UnionJack. После выставки павильон был демонтирован, а волоски от проекта подарены школам Британии.

Культурный центр имени Гейдара Алиева

 Zaha Hadid Architects

Гибкость и экспрессионизм – вот главные отличительные черты центра Гейдара Алиева. Внешне сооружение напоминает огромную волну, которая то взлетает к небу, то падает вниз, при этом линии плавно переходят на землю и свободно по ней расстилаются. Автор этого сооружения архитектор Заха Хадид попробовала в своем проекте показать, как ее страна проходила путь построения новой жизни. Волнообразные линии говорят о том, что Азербайджан  плавно переходил от прошлого, до сегодняшней независимости, со своими взлетами и падениями, но как итог, он смог возродиться и наладить новую жизнь.

Каждая волна разделяет внутреннее пространство этого центра на зоны, имеющие разное назначение:  конференц-зал, музей и галерею. Все элементы продуманы до мелочей, ведь даже завитки имеют свое назначение, там располагаются лестницы, которые соединяют этажи этого необыкновенного центра. Изогнутые конструкции образуют мост и позволяют соединить между собой две зоны: библиотеку и конференц-зал.

Этот здание можно отнести к самым смелым проектам, с точки зрения инженерики, ведь он был удостоен внимания таких известных каналов, как Discoveryи ScienceChannel. Здание центра было показано в одном выпуске передачи «BuildltBigger», которая освещает многие интересные и смелые проекты, с неординарными решениями. Даже ведущий передачи Дэнни Форстер сделал заявление о том, что центр Гейдара Алиева помогает своей стране не только найти место в современном мире, но и утвердиться на нем. Это сооружение больше, чем культурный центр, это образ мыслей и действий.

Передвижной павильон Chanel Mobile Art

Zaha Hadis Architects

Моделью для павильона Chanel, послужила модель сумочки из кожи Карла Лагерфельда . 1955 года, в классическом стиле. Архитектор Заха Хадид спроектировала передвижной павильон, в котором было решено оборудовать галерею искусств, небольшого формата. Вся эта конструкция довольно сложна, с технической точки зрения, ведь она состоит из множества арок, которые, при необходимости, можно быстро и легко разобрать  и собрать. Разобрать такой павильон гораздо проще и быстрее, чем собрать, ведь на сборку уходит практически четыре недели, и всего две нужно, чтобы разобрать всю конструкцию. Центр павильона занимает внутренний дворик, оборудованный для проведения приемов, различного уровня. По внешнему краю галереи расположена терраса, которую на метр приподняли над землей. По форме конструкция представляет петлю, поэтому вход и выход приходится, практически на одну точку, и как говорит Заха Хадид – этот элемент был спроектирован изначально.

Поверхность фасада павильона внешне напоминает кожу, из которой были сделаны сумочки Лагерфельда. Такой фактурный рисунок получился, за счет необычного покрытия. Для этого были использованы материалы FRP, которые являются пластиком, но содержат стекловолокно, которое делает их более прочными, при этом этот материал имеет способность хорошо проводить свет. За годы существования павильон бывал в таких крупных городах как, Москва, Нью-Йорк, Токио, Гонконг, а с 2011 года он принадлежит Институту дю Монд Араб. Такой подарок институт получил от дома моды Chanel.

Павильон искусств Temporary Art Pavilion


Soma

Павильон TemporaryArtPavilionбыл спроектирован в 2011 году архитектурным бюро Soma из Австрии, который предназначался для биеналле, проводившимся в Зальцбурге. Внешние стены этого павильона покрыты блестящими стержнями из алюминия, находящиеся в произвольной форме. Такой прием позволяет сконцентрироваться скорее на личных ощущениях, чем на видимых образах.

Такая изломанная структура павильона у многих вызывает образ индикатора эквалайзера, а его форма будет зависеть от угла обзора и освещенности сооружения. Поэтому, здесь как в музыке,  все меняется и вызывает различные ассоциации, как форма, так и содержание. Смело можно говорить, что свет здесь играет  существенную роль, он постоянно меняет внешний вид павильона, как музыку меняет пианист. Внутри павильона расположена мембрана, на ней отображаются тени от солнечных лучей, которые меняют свою форму, в зависимости от времени суток. Мембрана выполнена из легкого материала и обволакивает павильон изнутри словно паутина.

Павильон PS1 SUR


Hernan Diaz Alonso

Программа MoMA/PS1создана специально для молодых архитекторов. В 2005 году Эрнан Алонсо Диас стал его победителем вместе со своим проектом павильона SUR, который выглядел настолько футуристически, что появлялось полное чувство гармонии его творения с окружающей действительностью.

В этом проекте использован такой же принцип, как в кинематографе, где все построено на эффектах, эстетике гротекса и постоянно меняющейся картиной пространства. Для павильона был использован материал различной фактуры. Там использовалось литое стекловолокно красного и белого цвета для конструкций, алюминий  и резина – для арматуры, а снаружи все это было покрыто латексом белого цвета. Все элементы конструкции несут свою функцию: так поверхности в виде волн, выполняют функцию скамеек, а дуги, парящие в воздухе, закручены таким образом, что прекрасно справляются с ролью навеса. Сооружение имеет структуру нескольких уровней, каждый из которых создает видимость летящих осколков. Летним солнечным днем все эти элементы представляют великолепное зрелище: можно наблюдать невообразимую игру света и тени.  Здесь все не случайно, ведь даже название SUR архитектор не просто придумал, а взял из аргентинского танго.

Научно-исследовательская лаборатория

при университете Гронинген


Для разработки и проектирования Научно-исследовательской лаборатории  при университете Гронинген была приглашена голландская студия UNStudio, во главе с Беном ван Беркелем. Они спроектировали для медицинского центра необычную и на первый взгляд простую конструкцию, но имеющую свои необычные эффекты. Первое впечатление серого и мрачноватого здания, покрытого алюминиевыми панелями темного цвета, не очень радует глаз, но внимательно приглядевшись можно увидеть неровности, расположенные вертикально. Именно в них заключен главный эффект, который можно наблюдать, если рассматривать здание с разных ракурсов. Эти неровности дают эффект мерцания, или оптический эффект, который делает фасад лаборатории более оживленным. Создают его скрученные рейки из алюминия, они же, его делают более ярким и цветным. Для более яркого эффекта, цвет вставок нижней и верхней части конструкции имеет разные оттенки: он плавно меняется, от светло-желтого цвета – снизу, до насыщенно-зеленого – вверху. 

Для работы научной лаборатории не требуется много света, поэтому здание практически не имеет отверстий для естественного освещения. В наличии только два проема, через которые и проникает дневной свет. Это, скорее пустоты, расположенные вертикально и имеющие форму конусов. Конусы имеют зеркальное отображение друг друга: один расширяется к крыше, а второй – к фундаменту здания. Снаружи эти полости совершенно не просматриваются и являются только внутренним фасадом. Эти полости архитекторы приспособили для винтовых лестниц. Эти лестницы дают возможность попадать на все этажи, на которых расположены различные лаборатории. Чтобы немного оживить внутренний интерьер Бен ван Беркель использовал тот же прием, что и на внешнем фасаде: он окрасил стены коридоров в яркие и жизнерадостные цвета. Первые этажи окрашены в светлые оттенки желтой краски, а потом идет постепенный переход к более ярким и сочным расцветкам, и наконец, последний этаж предстает в красном цвете, что создает иллюзию игры света.

по материалам Look at Me