9 ноября 2016 года в галерее TUT.BY состоялась пресс-конференция по случаю выхода каталога Белорусского союза дизайнеров «Тутэйшыдызайн. Асобы. Рэчы». В ходе мероприятия создатели, участники и спонсоры каталога поделились своими впечатлениями о проделанной работе и мыслями относительно будущего и настоящего проекта.

Уникальное издание на «мове», визитная карточка крупного онлайн-проекта — так описал каталог председатель Белорусского союза дизайнеров, куратор, идейный вдохновитель и руководитель проекта Дмитрий Сурский. Он заострил внимание на сайте проекта designtut.by, где каждый желающий может найти информацию о дизайнерах, участвовавших в проекте, а также почитать остроумные истории и факты о предметах материальной белорусской культуры.

Интересным — и несколько неожиданным — оказался ответ Дмитрия на вопрос о распространении каталога. По его словам, экземпляры издания будут переданы не только в фонды библиотек и учреждений культуры, но и во все министерства, а также посольства нашей страны за рубежом. Экземпляры будут и у всех участников, спонсоров и рекламодателей проекта — в качестве элемента саморекламы.


По словам Дмитрия, представленный на пресс-конференции каталог — эконом-вариант. Уже запланирован выпуск подарочного издания: в сшитом переплете с золотым тиснением.

Каталог «Тутэйшыдызайн. Асобы. Рэчы» — пример нестандартности, гибкости мышления, визуализация того, как дизайн влияет на наши мысли и окружающую реальность. Именно так описала свое отношение к проекту участница каталога, заместитель председателя Белорусского союза дизайнеров Элина Шиндлер. Она одной из первых вдохновилась идеей рассказать в проекте не только о представителях белорусского дизайна, но и о предметах материальной культуры страны.


В ходе пресс-конференции не раз звучали слова о национальной самоидентификации белорусов. Первой об этом упомянула Татьяна Тюрина — одна из редакторов каталога, корректор и автор текстов. Она отметила не только уникальность, непохожесть каталога ни на одно существующее издание, но и его своевременность в свете актуализации проблем национально-культурной идентичности.

По словам Татьяны, работа над проектом велась в режиме блицкрига, штурма. Есть идея, небольшая группа увлеченных людей и необъятный фронт работ — а, значит, нет ничего невозможного. Путь от идеи до выпуска каталога занял 4 года. Сложно представить, сколько времени на реализацию ушло бы в государственной структуре, где каждый выполняет строго оговоренные функции, а на любое согласование может потребоваться вечность.

О многозадачности, как уникальном опыте работы над проектом, рассказал Павел Дорохин. Будучи менеджером и координатором проекта, он выступил также в качестве фотографа, верстальщика и автора текстов. Павел упомянул, что страница «рэчаўбеларускіх» в Facebook, на которой авторы проекта собирали информацию о предметах белорусской культуры, теперь живет собственной жизнью: уже не создатели проекта, но просто заинтересованные люди добавляют информацию о найденных предметах материальной культуры.

«Мои идеи реализованы практически без изменений — именно поэтому каталог получился отличным», — так описал свою роль в создании каталога верстальщик и автор дизайна страниц с «рэчамі» Андрей Дашкевич. В будущем он хотел бы, чтобы все дизайнеры, которые приняли участие в проекте, «перешли на сторону вещей» — и на страницах следующих каталогов мы увидели уже созданные ими предметы. Те, которые повлияют на нашу будущую жизнь так же, как и представленные в каталоге рэчы повлияли на наше прошлое.


По словам маркетолога дизайн-студииNewStudio Ольги Бобко, несмотря на парадоксальность того факта, что ведущий салон итальянской мебели поддерживает выпуск каталога о «тутэйшэм» белорусском дизайне —решение абсолютно оправданное. Сейчас во всем мире почитаем итальянский дизайн. Это элегантность и оригинальность, ручной труд и уважение культурных традиций. Но если белорусы будут также бережно относиться к своим традициям и культуре — то, вполне возможно, что в скором времени именно о белорусском дизайне заговорят как о мировом феномене. И этот самобытный проект — первая ступень к национальной идентичности.

Поддержала коллегу заместитель генерального директора по маркетингу в компании Caparol Татьяна Петрова. Профессиональные строительные краски и материалы Caparol — это традиционное немецкое качество. Прежде чем согласиться на спонсорскую поддержку проекта, сотрудники компании задали представителям Белорусского союза дизайнеров ряд каверзных вопросов, посетили организованные союзом мероприятия. Было важно, чтобы проект вписывался в политику компании: сохранять традиции, вдохновлять окружающих красотой, яркими красками. И, по мнению Татьяны, Белорусскому союзу дизайнеров удалось этого достичь.

В салоне итальянской мебели Rialto, по словам руководителя отдела маркетинга Яны Сюльжиной, знакомы со многими представленными в каталоге дизайнерами. Rialto — белорусская компания, поэтому сомнений, поддержать проект, посвященный национальному дизайну, или нет, не возникло.

Благодаря куратору галереи TUT.BY Татьяне Бембель, пресс-конференция получилась по-настоящему душевной, домашней. Как выразилась Татьяна: «Будем реалистами. Многие скажут, что они (создатели каталога — прим. ред.) сумасшедшие — и это правда».